savta: (Default)
[personal profile] savta
Оригинал взят у нашего друга ещё по Харькову Александра Парицкого [livejournal.com profile] paritz в Василий Гросман ЖИЗНЬ И СУДЬБА
Жизнь и судьба. Мне лично, интересно было бы, чтобы друзья прочли комментарии у него в жж и откликнулись. И вообще, в ленте у меня писали, что собираются смотреть фильм. Какое впечатление?
А Парицкому хочу сделать пиар. Журнал открыт недавно, но обещает быть интересным.

ЛЕОНИД РАДЗИХОВСКИЙ

(О ФИЛЬМЕ)

15 октября 2012, 21:53
Странно писать рецензию до завершения просмотра фильма.
Но в данном случае все уже ясно. Хотя бы из интервью режиссера и из того, что мы знаем про сценарий.

Я – далеко не фанат Василия Гроссмана и никак не могу, в отличие от многих критиков, поставить «Жизнь и судьбу» рядом с «Войной и миром».
Но обсуждение достоинств и недостатков большого романа – отдельная тема.

Во всяком случае, «Жизнь и судьба» – мощный, очень честный, очень личный роман.
Абсолютно антигламурный, что тоже нелишне напомнить по нынешним временам.

Но все дело в том, что это – не просто хорошая, честная военная, окопная книга. Этот роман – неуютные, трудные, страшные, очень опасные рассуждения русского еврейского интеллигента 1950-х годов. О Советской власти, о войне - не только с немцами, но и со своим народом, об антисемитизме, о Холокосте, о Сталине, о советском терроре..

Этот роман и правда стал судьбой Гроссмана – он за него жизнью заплатил.
Партийный идеолог Суслов, прочитав роман (Гроссман имел наивность отправить свою книгу в «Новый мир») вызвал писателя в ЦК и сказал «Мы вашу книгу в ближайшие 200 лет не опубликуем». Звучит анекдотически – 200 лет «нам» (т.е. себе) этот мандарин намерял…
Но Гроссману не до смеха было. Он написал «меня задушили в подворотне». И правда – довольно скоро заболел и умер. Можно сказать – жизнью заплатил.

Так в чем же крамола?

Не крамола – Бомба.

В романе – устами разных героев, на разные лады и всем строем, всей логикой романа – утверждается одна мысль.

СССР как две капли похож на Третий Рейх (вернее – наоборот, все-таки мы были первыми).
Партийное государство-диктатура, террор (в одном случае против «расово чуждых» в другом – против «классово чуждых», а скоро начнется и идеологический террор по национальному признаку – вал госантисемитизма, что особенно мучило Гроссмана). Тотальная госложь. Органическая ненависть к Свободе. Уничтожение людей, отличных от спущенного сверху стандарта. Плановая экономика войны. Похожие вожди – Усач и Усатик. И т.д. и т.п.

Тоталитарный строй – общий знаменатель двух стран.
Красно-коричневые.

В 1930-е в Европе эти идеи были общепризнанны.
Многие это говорили с восторгом – ни «фашизм», ни «нацизм», ни, тем более «тоталитаризм» в их устах ругательствами не были.

Но в 1950-е, после войны, военному корреспонденту Гроссману, выросшему при Советской власти и содрогнувшемуся, глядя на эту власть, дострадаться до таких идей – это значило преодолеть громадное внутреннее сопротивление, пережить настоящую внутреннюю драму, настоящую трагедию.
Преодоление сопротивления «до конца» дало тяжелую, трудную энергетику текста – и в этом главная сила романа. Его «Обыкновенный фашизм» стал для него огромным личным потрясением – и потому с такой огромной силой эта боль, этот шок, эта мука высказаны в его романе.

При этом, кто-кто, а уж Гроссман точно не был «равноудаленным наблюдателем», говорящим «чума на оба ваши дома».
Не только по внешним обстоятельствам своей жизни, но всей душой он был на стороне СССР, был просто частицей своей сражающейся родины. «Все для фронта, все для победы» - это было его абсолютное убеждение, он для этого делал все, что мог. При этом ясно видя симметрию режимов, отлично зная, что нет отдельно приятной во всех отношениях «победы народа» и плохой «победы режима». Победа народа? Да. Она же – Победа режима и над немцами и над своим народом, Победа, кровью народа намертво цементирующая этот, именно – этот, по убеждению Гроссмана, по сути фашистский режим. «Другой Победы» у нас нет, другого режима – нет, как и другого Главкома – нет. Нет победы в обход режима, в обход тирана. Есть победа режима, победа тирана – или гибель режима, тирана. Вместе со всей страной. И гибель и победа – одна на всех. Такая уж жизнь, такая вот судьба …
И вот это – закрепление, «сакрализация», как сейчас бы сказали, режима и самого Сталина – это тоже «цена Победы». Гроссман это понимал, ненавидел режим и Сталина – и считал, что Победа все равно и жизненно необходима и морально оправдана! За этой ценой тоже – не постоим…

Вот такой накал непримиримых внутренних противоречий романа, противоречий в душе самого автора, противоречий жизни и судьбы.
Противоречий, которые жгут наше общество (по крайней мере часть его) и по сей день.

Мысли Гроссмана, как и теория тоталитарных государств (развитая, кстати, Оруэллом в «1984») – далеко не истина в последней инстанции.
Эти мысли можно отвергать – полностью или частично. Многие спорят, многие отвергают. Многие возмущаются. Многие оскорблены. Все имеют право на любую оценку – слишком это больные вопросы для нашей истории, нашего сознания.

Но это – мысли Гроссмана.
Это – суть его мировоззрения, во всяком случае, это – идейный ключ к его роману.

Отлично-с.

Теперь, что же делают уважаемые экранизаторы?

ВЫКИДЫВАЮТ ИЗ РОМАНА ЭТИ МЫСЛИ, ЭТИ КУСКИ!

«Мастер и Маргарита» – без линии Иешуа.
«Анна Каренина» – без самоубийства Анны. «Преступление и наказание» – без убийства старухи.

Сильная экранизация.
Смелая.

От «Жизни и судьбы» остаются рожки да ножки – «еще один» роман о войне…
Нет, тело романа бережно сохранено, для верности набальзамировано – и нам представлено. В вот с душой – беда…

Помилуйте!

Вы боитесь этих мыслей Гроссмана?
Понимаю. Эти мысли полностью противоречат обязательному госхвастовству, идеологии «державного гламура», я уж не говорю про «сталинизм-лайт», так широко сегодня принятый.

Да, Гроссман 60 лет назад не боялся сказать то, что страшно повторить сегодня.
Он был смелый и честный человек.

Но ЗАЧЕМ ЖЕ ВЫ ЭТОТ РОМАН СТАВИТЕ?

Что – других мало, где нет таких идеологических мин?!
Никто, слава Богу, не мешал и оригинальный сценарий сочинить.

Эту-то жизнь и судьбу уродовать зачем?

Чтобы показать (кому?) – «ах, какие мы либеральные! Самого Гроссмана показали – не сдрейфили!».
Нет. Не показали. Посмертно кастрировали – и все это увидели.

И могут оценить меру лично-корпоративной храбрости того, что называется «телевидением в России».
Понятно, что сие относится не только к РТР.

И никакая самая чудесная работа прекрасных актеров (один Маковецкий чего стоит или великолепная Анна Михалкова!) ничего тут не исправит.
Как и самые лучшие съемки, достоверность, реальная негламурность и т.д. и т.п.

Хороший фильм, кто спорит – только не про эту книгу!
«Жизнь и судьба» – жестокая книга, потому что честная. Она мстит за себя беспощадно. Другая книга сама привирает – и постановщик тоже может. Лишний километр лжи общую трассу не испортит…
«Я иду по ковру, ты идешь пока врешь, мы идем пока врем». А тут – скривишь на сантиметр, чуть-чуть не договоришь (всего-то!) – и все. Провалился. Такая уж исходная планка самого текста…

Хороший фильм, делали способные, талантливые даже люди.
С сильной внутренней цензурой в голове – в духе «наших нулевых». А Гроссман, в страшные 1950-е, эту цензуру из себя выдавил – как советовал классик – по капле. Вот в этом - непримиримое противоречие между текстом и его экранизацией.

Вот такова посмертная «жизнь и судьба»: попытка немного сгладить, через 60 лет смирить, чуть-чуть зализать пробор, недоговорить-приврать «во спасение экранизации».
Такая судьба – не только этого романа. Не только Гроссмана. И эта экранизация – невольно – говорит не о том романе, а о нашем времени, о духе нашего безвременья, куда больше, чем любые «обличения» или «разоблачения» в исполнении любых политических клоунов…

И в этом смысле получилась самая лучшая экранизация.
Конформизм экранизации невольно показывает как «та судьба» вывернулась через 60 лет в нашей жизни. Как петляет, меняется – но никуда не уходит – колея госстраха и всех многочисленных производных от него. Конечно, мы очень далеко ушли «оттуда». Но ушли и идем дальше – по той же дороге…
Видно, эта колея (она же «особый путь») и есть Судьба страны, определяющая и жизни ее жителей.

Date: 2012-10-20 09:27 am (UTC)
From: [identity profile] jacobgg.livejournal.com
Классная рецензия. Весьма актуальна для современной российской жизни.

Date: 2012-10-20 09:55 am (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Яков, а фильм? Удалось посмотреть?

(no subject)

From: [identity profile] jacobgg.livejournal.com - Date: 2012-10-20 10:54 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2012-10-20 01:06 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-10-20 10:05 am (UTC)
From: [identity profile] evgenybe.livejournal.com

Роман - просто бомба. Но что интересно, многие её не видят и не понимают. Очень буднично, без крови и ужасов рассказано именно о крови и ужасах. Об абсолютном совпадении нацизма и сталинизма. Сталинизма, который и сегодня жив. Нацизма, который и сегодня жив.
О цепочках когда на стукача находится свой стукач, на расстрельщика - свой расстрельщик, на предателя - свой предатель...

Но Раджиховсткий ошибается, говоря, что Гроссман тоже придерживается теории "мы за ценой не постоим". Ничего подобного. Новиков очень ценит людей, у его душа кровью обливается, когда он размышляет о том, как вот этих деревенских парнишек, необученных новобранцев завтра бросят "на убой". И его 8-ми минутная задержка танкового прорыва, при знании, что сам Сталин держит начало операции на контроле все же перевешивает его страх перед ними ради сохранения жизней.
И тут же Гетманов, который минуту назад чуть ли не целовал его за это, пишет докладную-рапорт о "самочинной задержке самой решающей операции в Великой Отечественной войне"
Одно мне не понравилось. Гроссман иногда "проваливается в философию" причем его рассуждения иногла в корне неправильны. Например "Истинно великие научные открытия делают человека более мудрым, чем природа. Природа познает себя в этих открытиях, через эти открытия". "Галилей, Ньютон, Эйнштейн ... способствовали самопознанию природой себя, обогащению природы". Лично я считаю, что природа, законы природы, законы Творца абсолютно независимы от человека. И не зависимы от того, открыл человек эти законы или нет.
Фильма, к сожалению, не смотрел. Но судя по рецензии - это "кастрированный" Гросман, и может даже и не стоит смотреть на это извращение, из которого собственно выкинут сам Гросман.
Edited Date: 2012-10-20 10:06 am (UTC)

Date: 2012-10-20 11:57 am (UTC)
From: [identity profile] naidem.livejournal.com
Советую вам все ж таки посмотреть этот фильм. Прекрасная экранизация. Странно, что автор статьи не видит очевидного. Такой же "простой и страшный" (по словам автора), как и сам роман. Хотя я роман "простым" не считаю и ставлю его в один ряд с "Войной и миром". А то, что автор не успел его доработать..., на это были причины.
Edited Date: 2012-10-20 11:59 am (UTC)

(no subject)

From: [identity profile] evgenybe.livejournal.com - Date: 2012-10-20 04:46 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-10-20 07:14 pm (UTC)
From: [identity profile] savta-le.livejournal.com
Тезка, посмотри сериал. Несколько нудны первые серии, и в других отдельные сцены затянуты, но в целом фильм удался.
Мне понравились все основные исполнители. Очень хороши и Штрум, и Новиков, и Греков.
Чтобы объять все линии романа, нужны ещё пара сериалов. Это ведь огромная работа.

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2012-10-20 07:16 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] evgenybe.livejournal.com - Date: 2012-10-21 05:42 am (UTC) - Expand

Date: 2012-10-20 10:19 am (UTC)
From: [identity profile] duchelub.livejournal.com
Куда делся мой коммент о том, что я тебе ответила в жж, на который ты ссылаешься?

Date: 2012-10-20 12:49 pm (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Я не поняла, о каком комменте ты говоришь! К какому посту это было?

Date: 2012-10-20 11:26 am (UTC)
From: [identity profile] irish-noa.livejournal.com
фильм не смотрела и даже не слышала, но почитала рецензию с удовольствием, спасибо!

Date: 2012-10-20 12:53 pm (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
А книгу читала?

(no subject)

From: [identity profile] irish-noa.livejournal.com - Date: 2012-10-20 02:10 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2012-10-20 03:45 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-10-20 11:35 am (UTC)
From: [identity profile] naidem.livejournal.com
Я вижу этот фильм с точностью до наоборот. Фильм точно по букве и духу книги, а вот Макавецкий мне совсем не нравится. Слишком "еврея" играет. От этого актера ожидала большей проницательности. Вот Петренко и Джигарханян (в роли отца Бени Крика) сыграли роль еврея гениально.

Date: 2012-10-20 01:23 pm (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Парицкому тоже фильм очень понравился.

Date: 2012-10-20 12:09 pm (UTC)
From: [identity profile] naidem.livejournal.com
Танечка, я ставлю этот коммент под глазок. Можешь его открыть или нет, как хочешь. Мне было бы понятно, если бы ты посмотрела этот фильм сама и опубликовала мнение рецензента как созвучное или противоположное твоему. А так я не очень поняла, зачем ты его опубликовала. Если ты хочешь узнать у френдов, стоит ли смотреть этот фильм, можно просто спросить, или опубликовать два противоположных мнения. Вот, кстати, одно из нихhttp://www.kommersant.ru/doc/2034885 .

Выснилось, что под глазок у меня не получилось. Пусть будет так.
Edited Date: 2012-10-20 12:11 pm (UTC)

Date: 2012-10-20 01:01 pm (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Мне показалось, что рецензию эту вы прочтёте с интересом, и пока она не затерялась, решила её скопировать. А фильм я посмотрю. Заодно и книжку нашла, - перечитаю. Совсем всё забыла...
Искать мнения в сети, когда есть такие "обизнанные" люди в ленте? Мне очень интересно вас тут услышать.

Date: 2012-10-20 01:25 pm (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Ты у Саши в жж видела его коммент?

(no subject)

From: [identity profile] naidem.livejournal.com - Date: 2012-10-20 01:36 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2012-10-20 01:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] naidem.livejournal.com - Date: 2012-10-20 01:40 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2012-10-20 01:40 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-10-20 12:26 pm (UTC)
From: [identity profile] holon.livejournal.com
У Радзиховского свой взгляд, который он имеет возможность выражать сейчас, без особых опасений. У Гроссмана была совсем другая ситуация. Я помню, что книга как то просто показала какое оно было советское общество. Все жили в страхе, и что бы выжить, либо придумывали оправдание ситуации, либо принимали людоедские правила игры на выживание - "стучать" на всех и все, стараться быть первым "подписантом" и пр. На меня она произвела в свое время очень сильное впечатление. Придется перечитать. А фильм, ну что ж фильм не самый плохой из нынешних российских. Правда там есть явные ляпы, борьба с инородцами во время войны?, когда страна зависела от "ленд-линза". Есть и много мелочей.Да и смысл немного выхолощен. Но все равно, фильм явно выделяется из современных и посмотреть его полезно. Я пропустил кое что, и вчера скачав первые 12 серий просмотрел те куски которые не успевал увидеть.

Date: 2012-10-20 12:28 pm (UTC)
From: [identity profile] naidem.livejournal.com
А вот тут еще два противоположных мнения.
http://avvas.livejournal.com/6792512.html

Date: 2012-10-20 12:31 pm (UTC)
From: [identity profile] guy-gomel.livejournal.com
ну я и не сомневался, что именно суть романа - мысли о природе тоталитаризма, о глубинном советском-русском антисемитизме, о Шоа, о сталинском красном фашизме и пр - будут выхолощены из экранизации.
Edited Date: 2012-10-20 12:31 pm (UTC)

Date: 2012-10-20 01:12 pm (UTC)
From: [identity profile] naidem.livejournal.com
А вы сначала все-таки посмотрите.

(no subject)

From: [identity profile] guy-gomel.livejournal.com - Date: 2012-10-20 04:07 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2012-10-20 04:13 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] naidem.livejournal.com - Date: 2012-10-20 04:27 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] guy-gomel.livejournal.com - Date: 2012-10-20 04:38 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] naidem.livejournal.com - Date: 2012-10-20 04:48 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] guy-gomel.livejournal.com - Date: 2012-10-20 04:50 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] naidem.livejournal.com - Date: 2012-10-20 04:51 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] naidem.livejournal.com - Date: 2012-10-21 05:28 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2012-10-21 07:14 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] naidem.livejournal.com - Date: 2012-10-21 08:11 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2012-10-21 08:18 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-10-20 12:40 pm (UTC)
From: [identity profile] zelda-l.livejournal.com
Книгу читала в свое время. Фильм еще не смотрела. Только что считала его по торренту.
Сегодня слушала о нем в "Человек из телевизора" и сразу нашла в "Новой газете" вот что:
"...Смазана и самая тревожная мысль: о тождестве сталинизма и фашизма. С этой мыcлью Гроссмана режиссер Сергей Урсуляк не согласен принципиально.
Он убежден, что при общих родовых чертах между тоталитарными государствами нельзя ставить знак равенства. Но ведь и штурмбанфюрер Лисс в книге говорит русскому коммунисту не столько о равенстве, сколько о внутренней схожести, называет русских коммунистов «учителями», доказывая, что пропасти между ними нет. Еще большее отторжение ряд тем романа вызывал у автора сценария Эдуарда Володарского (он назвал роман гнилым и признавался, что с легкостью «выбрасывал» из него «неудобные» линии)."

Date: 2012-10-20 01:21 pm (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Я и книжку должна перечитать, и фильм потом посмотрю. А может быть, стоит попробовать наоборот? :)

Date: 2012-10-20 01:38 pm (UTC)
From: [identity profile] naidem.livejournal.com
На мой взгляд, не стоит. Будет трудно уйти от навязанного Маковецким образа.

(no subject)

From: [identity profile] sid75.livejournal.com - Date: 2012-10-20 03:19 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2012-10-20 04:01 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-10-20 03:48 pm (UTC)
From: [identity profile] starushka-su.livejournal.com
Фильм имхо весьма нудный, никак не могу сказать что хороший и талантливый, спасает только один Маковецкий.
Смотрела так, местами. А в остальном согласна
По-моему если читал книгу, то смотреть вовсе не обязательно

Date: 2012-10-20 03:52 pm (UTC)
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Как по-разному люди видят! Я посмотрю , а там посмотрим, но начну с книги. Вернее, уже начала читать и такое чувство, что в руках не держала... :(

(no subject)

From: [identity profile] starushka-su.livejournal.com - Date: 2012-10-20 03:56 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2012-10-20 04:04 pm (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] tatale.livejournal.com - Date: 2012-10-21 07:46 am (UTC) - Expand

(no subject)

From: [identity profile] savta.livejournal.com - Date: 2012-10-21 12:21 pm (UTC) - Expand

Date: 2012-10-21 06:32 am (UTC)
From: [identity profile] minnegaga.livejournal.com
Я читала "Жизнь и судьба" в конце 80-х, когда его впервые опубликовали в журнале. Оставил очень-очень сильное впечатление, но перечитывать уже не соберусь. Жизнь во времена интернета и сериалов стала в некотором роде поверхностной, внимания и усидчивости на серьезный роман мне уже не хватит, как какому-нибудь гиперактивному школьнику). Но сериал постараюсь посмотреть
From: [identity profile] savta.livejournal.com
Я это чувствую на своём примере! Может быть, поэтому и читаю книгу с каким-то раздражённым нетерпением...

Date: 2012-10-21 07:45 am (UTC)
From: [identity profile] tatale.livejournal.com
Я роман не читала, к сожалению, (но теперь обязательно прочту, особенно после рецензии Радзиховского) так что сравнивать фильм и книгу не могу.

О фильме - мне его смотреть было скучновато. И теперь я понимаю почему.
Кстати, у меня это показатель, если я походу начинаю отмечать прекрасную игру актеров, значит фильм так себе.:) Когда фильм хороший, не замечаешь ни работы художника,ни оператора, ни игры актеров - все это понимаешь уже потом.

Profile

savta: (Default)
savta

October 2021

S M T W T F S
     12
34 56789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31      

Style Credit

Expand Cut Tags

No cut tags
Page generated Jul. 3rd, 2025 06:11 pm
Powered by Dreamwidth Studios